Сейчас вы читаете газету за 10.01.2012 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Вторник | 10.01.2012
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > В мире  
 
 
Венгерские тревоги Евросоюза
Венгерские тревоги Евросоюза
Будапешт на грани финансового кризиса
Вторник, 10.01.2012

Юрий Райхель размер шрифта  

Валютных и финансовых проблем у Европейского Союза прибавилось. Безудержный популизм премьер-министра Венгрии Виктора Орбана привел к печальным результатам. Положение в стране ничуть не лучше, чем в Греции или Италии. Просто о Венгрии писали и вспоминали гораздо реже. Но с 1 января 2012 года она председательствует в ЕС, вот и вспомнили о всевозрастающих проблемах Будапешта.

О серьезности ситуации говорят ускорившаяся в первые дни 2012 года девальвация национальной валюты и падающие котировки венгерских государственных облигаций. 1 евро в январе стоил 324 форинта, тогда как летом 2011 года курс составлял 265 форинтов за евро, а в кризисном 2008 году - только 230 форинтов. Одновременно доходность по пяти- и десятилетним долговым обязательствам взлетела примерно до 10,5%. Такая высокая процентная ставка говорит об очевидном нежелании международных инвесторов одалживать деньги государству, кредитный рейтинг которого агентства Moody's и Standard & Poor's в ноябре и декабре 2011 года снизили до крайне низкого уровня.

Когда осенью 2008 года ЕС и МВФ выделяли Венгрии 20 млрд. евро экстренной помощи, в Будапеште правила коалиция социалистов и либералов. Но на выборах весной 2010 года триумфальную победу одержали националистические силы, а возглавляемая партией ФИДЕС (Fidesz - Magyar Polgari Szovetseg - Венгерский гражданский союз) коалиция c Христианско-демократической народной партией получила две трети мест в парламенте (263 места из 386).

Вскоре после прихода к власти, летом 2010 года, венгерский премьер Виктор Орбан демонстративно разорвал отношения с МВФ. Под популистским лозунгом "независимости" он отказался выполнять требования фонда по сокращению бюджетных расходов и ввел дополнительный налог на банковский сектор. Здесь даже проявился не столько популизм, сколько острый конфликт с потенциальными кредиторами, имеющий принципиальный, даже идеологический характер. Виктор Орбан хотел доказать, что, имея в руках контролируемый парламент, он может действовать произвольно. Точно так же, как проклинаемые в нынешней Венгрии коммунисты в прошлом.

Государственные расходы растут, а с ними и экономические проблемы. Одна из самых острых - чрезвычайно низкий уровень занятости, менее 55% работоспособного населения.

ArrayТакой безработицы нет ни в одной стране ЕС. Лишь 1,9 млн. налогоплательщиков в частном секторе и 800 тысяч - в государственном обеспечивают социальные программы для 10 миллионов жителей страны.

Во втором квартале 2011 года объем государственного долга Венгрии составил 75% ВВП, в третьем квартале он вырос до 82%. Такая динамика напугает кого угодно, тем более международных инвесторов. Как результат, венгерское министерство финансов уже два раза подряд не сумело разместить на рынке свежие гособлигации. Удар испытал и средний класс, который брал кредиты в иностранной валюте, пришел в ужас от обвального падения курса форинта и еще больше от перспектив национальной валюты.

При таких финансовых и экономических показателях от так называемой независимости от МВФ пришлось забыть и предложить фонду возобновить переговоры. Но неформальный диалог результатов не дал. Камнем преткновения стала проведенная правящей коалицией, а фактически партией ФИДЕС, конституционная реформа, в рамках которой было изменено законодательство, касающееся Центрального банка. В МВФ и особенно в ЕС эти изменения рассматривают как попытку правительства Орбана лишить его той независимости, которая закреплена в основополагающих договорах о Европейском Союзе. Но Будапешт ввел в действие 1 января 2012 года закон о Центральном банке и тем самым спровоцировал новый виток финансового кризиса.

Перечень законодательных изменений, касающихся не только экономики и финансов, по и политического устройства страны, внушителен, и начинается он с Конституции. В ее тексте присутствует ревизия венгерской истории, в нем содержится много отсылок к средневековому венгерскому королевству. Вместо Республики Венгрии страна в Конституции называется просто Венгрией.

Однако куда важнее то, что новый Основной Закон резко ограничивает в правах Конституционный суд. Он фактически лишается права принимать решения по вопросам, связанным с бюджетом, таможенной политикой и налогообложением. В его состав вводится большее число членов, что позволит правящей партии усилить свое влияние в нем. Кроме того, Конституция ограничивает независимость судебной власти, создавая новый надзорный орган, который будет следить за деятельностью судов.

Премьер-министр Виктор Орбан позаботился о сохранении своего политического влияния в случае проигрыша парламентских выборов. Для этого правительство, например, созвало специальный совет по бюджету, полномочия которого продлятся девять лет. Данный орган получил право налагать вето на проекты бюджетов правительства и тем самым блокировать не угодные националистам инициативы, что может привести к проведению досрочных выборов.

Премьер поставил своих людей и на многие важные государственные посты на срок от 9 до 12 лет, например, назначил председателя Верховного суда и генерального прокурора, наделив их дополнительными полномочиями. Все эти меры в случае смены власти могут привести к кризису управления страной, делает вывод венгерский исследовательский институт Eotvos.

Довольно резкую критику со стороны оппозиции и ЕС вызвал новый закон о религии, который признает только 14 религиозных конфессий, оставляя многие религиозные общины вне закона, и ограничивает возможность появления в стране новых конфессий. В Брюсселе также резко критикуют закон о защите частных данных.

Но самые жаркие споры в стране и в Европе вызвал новый закон о СМИ, позволяющий органам власти усилить контроль и штрафовать средства массовой информации за "несбалансированные" либо "аморальные", по их мнению, публикации. Возмущенный законом о СМИ Венгерский союз гражданских свобод заявил, что "это дает возможность вольной трактовке закона, и, как следствие, власть получит дополнительные рычаги для ограничения свободы слова". Журналисты, не совсем понимающие, как именно власти будут трактовать содержащиеся в законе расплывчатые формулировки, устроили забастовку. Несколько венгерских газет и интернет-изданий 2 января вышли с пустыми первыми полосами и заявлениями протеста.

К критике присоединились Германия, Великобритания, Франция и Люксембург, считающие, что венгерский закон несовместим с европейскими положениями о свободе прессы. Глава МИД Люксембурга в декабре даже поднял вопрос о возможном председательстве Венгрии в ЕС. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что ждет от Венгрии "разъяснения ситуации и, если возможно, снятия сомнений, которые существуют".

Поначалу венгерские власти уступать не собирались и заявили, что лишь берут пример с остальной Европы. Министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоньи жестко ответил критикам:"Вместо того чтобы прибегать к крепким выражениям, нашим критикам было бы полезно взглянуть на свое законодательство, и тогда они найдут удивительное сходство между положениями, которые они так яростно критикуют, и тем, что написано в законах их собственных стран".

Но после того как над зданием венгерского парламента появился флаг Евросоюза, позиция властей несколько смягчилась, и премьер-министр страны Виктор Орбан заявил о готовности пересмотреть закон о СМИ.

Тем не менее, венгерская оппозиция не расслабляется. В Будапеште около 30 тысяч демонстрантов 2 января вышли на улицы, чтобы потребовать отставки правительства премьер-министра Виктора Орбана и выразить протест против вступления в силу новой Конституции, которая, по их мнению, свертывает демократические свободы. Демонстранты собрались возле здания будапештской оперы, где партия ФИДЕС праздновала вступление в силу нового Основного Закона Венгрии. Один из лидеров оппозиционного движения "Солидарность" Шандор Секей в интервью Reuters заявил, что новая Конституция разрушает демократические механизмы, которые были созданы в Венгрии после падения коммунизма в 1989 году.

Судя по всему, популисты-националисты, правящие в Венгрии, попытаются, как говорит польская пословица, схватить двух сорок за хвост. И деньги от ЕС и МВФ получить, и продолжить свой гибельный для страны курс. Но навряд ли у них это получится. Наученный Грецией и другими странами Южной Европы Брюссель займет жесткую позицию, в том числе и в соблюдении европейских принципов свободы. Так что нынешний год в Венгрии обещает быть горячим.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Другие новости раздела
 
Муж за жену
Александр Тимошенко получил политическое убежище в Чехии

США угрожают Ирану разгромом
и уничтожением всей ядерной программы Исламской Республики



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика